Интервью Председателя Правления АО «Центр электронной коммерции» журналу «Эксперт Казахстан»

Торг здесь электронный

Казахстанская система электронных госзакупок, выстроенная ЦЭК, позволяет производить все закупки госорганов в электронном виде, вести электронный мониторинг корректности процесса закупок и даже электронно жаловаться, если что-то пошло не так

Торг здесь электронный


Казахстанская электронная система госзакупок готовится отметить десятилетний юбилей: в ноябре 2008 года были внесены изменения в законодательство, а в мае 2009‑го начал работу первый модуль электронных закупок. Автоматизированная интегрированная информационная система «Электронные государственные закупки» (АИИС ЭГЗ) — именно так полностью звучит название системы, с которой сегодня работают все без исключения заказчики и поставщики госуслуг на сайте Goszakup.gov.kz, принадлежит Министерству финансов РК. А разработчик портала и оператор электронных государственных закупок — АО «Центр электронной коммерции» (ЦЭК), компания, приходящаяся министерству «дочкой».

За неполное десятилетие ЦЭК и вся система электронных госзакупок прошла серьезный путь от запуска первого модуля закупок по ценовым предложениям до перевода всех без исключения госзакупок в электронный формат. Однако объем и сложность задач перед разработчиком системы только растет, отмечает председатель правления ЦЭК Темирлан Нургисаев. Система позволяет госорганам эффективно закупать товары, работы и услуги, очередная задача — научить ее планировать закупки.

Стопроцентная автоматизация

— Насколько внедрение модели единого оператора в сфере электронных государственных закупок упростило рынок госзакупок? Опишите механизм: как работала старая система и как работает новая?

— Целью любой автоматизации или, как сейчас говорят, цифровизации, является упрощение. Упрощение самих бизнес-процессов и упрощение контроля. Не нужно строить сложные схемы. Ведь все самое лучшее — это самое простое.

Автоматизация госзакупок и объединение их на единой площадке позволяет потенциальным поставщикам не прыгать по различным платформам, а иметь возможность работы со всеми заказчиками, но в рамках одного портала. И, что немаловажно, обеспечивает всем предпринимателям равный доступ для участия во всех процедурах.

Единый портал дает абсолютную прозрачность процесса государственных закупок, начиная от планирования номенклатуры и объемов закупаемых товаров, работ, услуг, до исполнения договоров о государственных закупках. Это экономит и время, и средства. В том числе и государственные.

Что касается систем, то она, по сути, одна, просто прошедшая путь совершенствования. Первая версия портала, на котором проводились закупки запросом ценовых предложений, запущена в 2009‑м. Тремя годами позже ЦЭК запустил вторую версию портала, на базе «коробочного» решения — платформы Oracle E-BusinessSuite — с новыми модулями «конкурс» и «аукцион». С этого времени через портал можно было осуществлять все процедуры закупок.

Из-за ежегодных новшеств в законодательстве «коробочное» решение необходимо было регулярно дорабатывать, а затраты на каждую доработку были сопоставимы с разработкой нового продукта. Поэтому в 2015 году было решено создать портал на базе технологий с открытым исходным кодом.

В обновленной системе мы автоматизировали процессы обсуждения конкурсной документации и внесение изменений в нее, взаимного просмотра заявок поставщиками, проверки присутствия поставщика в реестре должников. Автоматизирован процесс заключения электронного договора, подачи жалоб, несколько новых способов закупок (закупка жилища, закупка по госсоцзаказу) и прочие процессы. В итоге на сегодня мы автоматизировали 100 процентов процедур госзакупок.

— В 2011–2013 годах ЦЭК проводил массу обучающих семинаров по участию в электронных госзакупках, поскольку тысячи вопросов ежедневно шли как от поставщиков, так и от заказчиков. На какие проблемы сейчас указывают пользователи? Насколько userfriendly, интуитивно понятной стала процедура? Как далеко до того момента, когда можно будет сказать, что все освоили портал госзакупок?

— При разработке третьей версии веб-портала государственных закупок архитектура строилась таким образом, чтобы работа в системе была интуитивно понятна пользователю. На сегодняшний день большая часть обращений пользователей поступает при запуске нового функционала после изменения законодательства.

По нашей оценке, 90 процентов пользователей отлично владеют не только функционалом, но также хорошо знают сопутствующую нормативно-правовую основу. Консультации запрашивают в основном новые пользователи — как госорганы, так и индивидуальные предприниматели. К сожалению, пока не у всех участников системы одинаково высокий уровень компьютерной грамотности. Однако можно с уверенностью сказать, что общие процессы проведения закупок освоены и интуитивно понятны пользователям.

— Какую сумму система электронных госзакупок сэкономила госбюджету в 2017 году? Сколько планируете сэкономить в этом году?

— В прошлом году сумма экономии составила около 250 миллиардов тенге. Чтобы вы прочувствовали разницу, назову цифры прошлых лет: 2016 год — 125 миллиардов, 2015‑й — 51,6 миллиарда.

Скачок суммы в 2016 году объясняется тем, что очередной этап совершенствования системы резко повысил среднее количество участников в закупках. А мы всегда говорим: чем меньше препятствий для участия в закупках перед потенциальными поставщиками, тем больше конкуренция. А чем выше конкуренция, тем больше экономии на ценах.

— Сколько сама система электронных госзакупок (сопровождение, развитие, обслуживание сервиса) стоит государственному бюджету? Как оптимизировать эти расходы? Насколько мы знаем, планируется взимать плату за использование веб-портала с потенциальных поставщиков, то есть только с победителя закупок, плюс жалобы сделать платными.

— Ежегодно на системно-техническое содержание системы из республиканского бюджета расходуется порядка 1,5 миллиарда тенге. Из этих средств ЦЭК на сопровождение и администрирование системы получает около 650 миллионов. В эти расходы также входят услуги контакт-центра более чем для 200 тысяч пользователей портала. Остальную сумму Минфин тратит на размещение серверного оборудования в дата-центрах, на техническую поддержку серверно-коммуникационного оборудования и системного программного обеспечения.

Сейчас, чтобы оптимизировать расходы, разработан законопроект, в котором предлагается ввести плату за услуги по использованию веб-портала государственных закупок потенциальными поставщиками. В настоящее время НПП «Атамекен» с госорганами обсуждает, будет ли взиматься плата со всех поставщиков или только с поставщиков-победителей.

Введение платы за подачу жалоб — вынужденная мера. Она необходима для уменьшения количества необоснованных жалоб, которые блокируют работу госорганов. Дело в том, что сегодня наблюдается рост количества недобросовестных участников торгов, которые участвуют в закупках, чтобы потом буквально шантажировать поставщиков-победителей, многочисленными жалобами затягивая сроки подведения итогов конкурсов. Как правило, их доводы не находят документального подтверждения, но у аудиторов уходит огромное количество времени на их рассмотрение. Это ведет к срыву сроков работ или исполнения мероприятий конкретным госорганом-заказчиком и снижает эффективность работы и бизнеса, и госаппарата в целом. И опять же, взимание госпошлины за подачу жалобы — это мировая практика. В некоторых странах размер пошлин доходит до 200 долларов.

Прощание с бумагой

— Злоупотребления, которые происходили с бумажными госзакупками, в электронном варианте невозможны в принципе. Но не исключено, что с введением электронных закупок появились новые виды злоупотреблений. Если появились, то какие, и как вы с ними боретесь?

— Новых видов злоупотреблений не появилось. Но, как ни странно, обнаружились злоупотребления, которые мы не могли выявить, когда документооборот был бумажным. Например, со стороны организаторов и заказчиков: необоснованное осуществление государственных закупок отдельных видов ТРУ из одного источника, установление в конкурсной либо аукционной документации квалификационных требований и условий, не предусмотренных законодательством, неправомерное отклонение заявок потенциальных поставщиков на тех основаниях, которые не предоставляют им право на приведение своих заявок в соответствие, неправомерный допуск к участию в конкурсе потенциального поставщика.

 _IMGS_605/12-01-2.jpg

С начала этого года мы запустили на сайте госзакупок модуль «Камеральный контроль». Это расширило возможности комитета внутреннего госаудита (КВГА) Минфина. Теперь КВГА может изучать процессы госзакупок на всех этапах, оперативно выявлять нарушения и направлять уведомления, а затем проводить мониторинг того, как участники исправляют нарушения. Заказчики-госорганы по итогам контроля могут устранить нарушение (изменить требования к документации, пересмотреть протокол предварительного допуска или результаты конкурса, а то и отменить закупки) либо направить КВГА возражение.

— С чьей стороны получаете жалоб больше — со стороны заказчиков или поставщиков? На что преимущественно жалуются?

— Жалуются только потенциальные поставщики. Они видят заявки конкурентов, кроме ценовых предложений. Такая транспарентность позволяет поставщикам следить, чтобы комиссия не допустила к конкурсу игроков, не подходящих по квалификационным требованиям или требованиям конкурсной либо аукционной документации.

В целом, поставщик на веб-портале может обжаловать действия или бездействие, решения заказчика, организатора государственных закупок, единого организатора государственных закупок, комиссий, если считает, что это нарушает его права и интересы.

— Кто осуществляет надзор за деятельностью площадки и ее информационной безопасностью?

— В систему, кроме Минфина и КВГА, также имеют доступ Генпрокуратура и Нацбюро по противодействию коррупции. Кроме того, информация портала постоянно передается в различные госорганы для обработки. За его техническим функционированием, наличием уязвимостей ведется постоянный мониторинг Государственной технической службы Комитета национальной безопасности. Но я подчеркну: 99 процентов объема информации является публичной и доступна без авторизации участника, то есть оценку деятельности площадки и уровень ее безопасности может дать каждый пользователь.

— Фиксировали ли вы попытки кибератак на систему? Кто их предпринимает? Как выстроена система киберзащиты электронных закупок?

— Кибератаки — наша постоянная головная боль. В основном проникнуть в систему пытаются с серверов дальнего зарубежья — Китай, Европа, Юго-Восточная Азия. Нашим специалистам удается успешно их отражать. Кроме того, доступ к ЭГЗ осуществляется через Единый шлюз доступа к интернету, поэтому попытки проникновения извне также контролируются специалистами Гостехслужбы КНБ.

Могу заверить, что для защиты от инсайда все действия привилегированных администраторов баз данных ЦЭК протоколируются и передаются специализированным программным обеспечением на отдельное оборудование вне общего дата-центра. Доступа к нему сотрудники ЦЭК не имеют. Равно как и цены потенциальных поставщиков, которые шифруются специальной HSM-машиной и не доступны никому до подведения итогов госзакупок.

Теперь и планирование

— Поддержала ли система госзакупок МСБ? За счет чего? Как увеличилась доля МСБ среди поставщиков?

— Портал доступен для участия всех субъектов бизнеса, вне зависимости от формы собственности.

Сейчас на портале госзакупок зарегистрировано более 227 тысяч поставщиков, из которых 98 процентов — субъекты МСБ. Половина из них — индивидуальные предприниматели (ИП).

Портал технически не ограничивает участие ИП в госзакупках, а, например, закупки способом запроса ценовых предложений не требуют подтверждения квалификационных компетенций.

Мы видим, что количество потенциальных поставщиков постоянно увеличивается. Но, к сожалению, растет и реестр недобросовестных поставщиков: предприниматели не всегда корректно оценивают свои возможности и демпингуют.

— Какое участие ЦЭК принимает в реализации программы «Цифровой Казахстан»? Как вы видите развитие системы электронных закупок в условиях цифрового Казахстана?

— Самое непосредственное. Мы планируем реализовать ряд интеграций, позволяющих определять наличие движимого и недвижимого имущества и обременений у потенциальных поставщиков, получать сведения о поставщиках, обладающих гражданской дееспособностью, проверять их принадлежность к объединениям инвалидов и предоставлять им доступ к закупкам, проводимым исключительно среди организаций объединений инвалидов.

Хотим сделать портал не просто торговой площадкой. Мы стремимся дать возможность предпринимателям планировать свои бизнес-процессы, используя данные портала. Для этого в рамках цифровизации разработаны унифицированные сервисы, которые передают публичные данные портала для дальнейшей обработки и анализа IT-бизнесу. Последний предлагает аналитику для производителей в части объемов той или иной продукции, закупаемой в госзакупках.

Поскольку ЦЭК имеет статус интегратора бюджетного процесса, мы в рамках программы «Цифровой Казахстан» осуществляем развитие системы госпланирования. Выглядеть это будет следующим образом: централизованный портал бюджетного планирования, где все госорганы станут размещать информацию по потребности ТРУ. Эта информация будет сопоставляться с прогнозными ценами на товары, которые сложились по итогам госзакупок. И у заказчиков отпадет необходимость запрашивать коммерческие предложения у рынка для бюджетирования. После утверждения бюджета на республиканской бюджетной комиссии электронные планы закупок будут автоматически переданы из системы планирования на портал госзакупок.

— ЦЭК в этом году 40 лет, если точкой отсчета брать создание информационно-вычислительного центра Министерства финансов Казахской ССР. Как за эти годы изменилась роль структуры — и с точки зрения масштаба работ, и с точки зрения влияния на финансы республики?

— За эти годы изменилось все. Цифровые технологии стали частью жизни как обычных людей, так и государственного аппарата. ЦЭК как «исторический оператор» автоматизации бизнес-процессов Минфина накопил исключительные знания не только в области информационных технологий, но и глубокие методологические компетенции в области государственных финансов. Это позволяет нам предлагать Минфину цифровую трансформацию его бизнес-процессов с использованием самых передовых IT-технологий в части исключения медиаразрывов между его функциями. Чтобы как единое целое работал механизм — от планирования с учетом доходов до расходования каждого бюджетного тенге.

Требуется большая и кропотливая работа по внесению изменений в бюджетное и налоговое законодательство, чтобы сделать максимально прозрачным бюджетный процесс с целью эффективного оказания госуслуг населению и бизнесу в целом.

Источник: Журнал "Эксперт Казахстан"

http://expertonline.kz/a15601/

Текст: Жаннат Ертлесова

Фото: Нурсултан Байбулин


26.07.2018 12:01